Ковырзин А.Г.
(1901 – 1947) родился в деревне Село (Лимской администрации) 30 марта 1901г., участник гражданской войны. С 1920 по 1947 г. служил в Красной Армии. Участник финской войны, был награждён Орденом Ленина. С августа 1940 г. заместитель начальника управления снабжения горючим армии в Наркомате Обороны.
В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Ковырзин руководил отделами снабжения горючим на Западном и 2-ом Белорусском фронтах.
Награждён двумя орденами Ленина, тремя Орденами Красного знамени, Отечественной войны первой степени и Красной звезды, шестью медалями и тремя наградами Польши.
После войны генерал – майор Ковырзин А.Г. (1901 – 1947) работал в Министерстве Вооружённых Сил СССР.
Умер 10 декабря 1947 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Захарьин П.А. –
Няндомский поэт.
Год рождения 1953, член Союза писателей РФ с 1996 г., Лауреат литературной премии им. Н.Рубцова 2003 г. за сборник стихов «Предчувствие света».
Родился и вырос на ул. Колхозной в большой многодетной семье.
Нина Томилова (1922–1943).
Уроженка деревни Федосеевская Веральского сельсовета, выпускница школы им. А.С. Пушкина г. Няндома.
Погибла в январе 1943г. в застенках гестапо. Партизанка, член подпольной организации г.Рудня.
Николай Щетинин (1921 – 1968)
Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
Окончил Няндомскую школу ФЗУ, работал в паровозном депо ст. Няндома Северной железной дороги.
С октября 1940 г. в армии, затем воевал.
Звание Героя Советского Союза присвоено 15.01.1944 г. за взятие и оборону Днепра.
Интернационалист, деятель
международного рабочего и коммунистического
движения, друг и соратник В.И. Ленина, один
из основателей коммунистической партии
Швейцарии, пламенный революционер.
Арестован в 1938г. в Москве и
был направлен на Север – лагерь п. Липово
Няндомского района. Здесь умер 22.04.1942г.
Место захоронения неизвестно.
Горбач М. (1916–1944)
Участник Великой Отечественной войны, Герой
Советского Союза. Перед войной работал на
лесозаготовках ст. Шожма Няндомского
района. Жил на р. Холмолеево.
Погиб при форсировании р.
Нарва. Артиллерист, звание Героя присвоено
1.07.1944 г. – посмертно.
С.З. Ермолин стал машинистом
ещё узкоколейного паровоза в 1912 году. До
этого был дровокладом на складе топлива,
смазчиком вагонов, слесарем в депо,
помощником машиниста.
В годы военной иностранной
интервенции, рискуя жизнью, водил поезда и
бронеплощадку к линии фронта. Первый такой
поезд повел он в сентябре 1918 года. И так
рейс за рейсом. Особенно тяжело и опасно
было, когда фронт проходил возле станции
Тарза. Поездки длились по 5, 6 и более
суток.
С.З. Ермолин - ударник первой
пятилетки, участник стахановского движения,
наставник молодёжи.
В 1935г. ему было присвоено
звание «Герой труда», вручена грамота и знак
«Герой труда»
Родился в Няндоме в 1961
году. Писал еще со школы стихи и малую
прозу. Работал сотрудником газеты
«Авангард», заочно закончил факультет
журналистики ЛГУ. В начале 90-х годов
переехал в Санкт-Петербург, возглавлял
рекламный отдел еженедельной городской
газеты «Новый Петербург». Автор книг «У
ночного костра», «Обжигающий ветер любви»,
«Тот, кто сильнее тебя». Книги оформлены
прекрасными рисунками автора. Закончил
режиссерские курсы при «Ленфильме». В
настоящее время – Генеральный директор ООО
Творческое объединение «Алекс-фильм».
Лупандин А.Ф. (1922–1969).
Анатолий Федорович Лупандин родился в семье
крестьянина Лимского сельсовета. Окончил
среднюю школу. Был комсомольским активистом.
С первых дней Великой
Отечественной войны ушел на фронт, стал
артиллеристом. После тяжелого ранения и
контузии демобилизован и более 20 лет был
прикован к постели, занимался литературной
деятельностью, был нештатным сотрудником
печати, радио, телевидения. Его стихи о
Родине, о земляках-фронтовиках и героях
труда, печатались на страницах газеты
«Северный комсомолец», «Авангард», «Правда
Севера», звучали по местному и областному
радио.
1917 – 1992) -писатель.
Родился в Няндоме, участник Великой
Отечественной войны, фронтовой
корреспондент. После войны жил в Москве, с
1962г. – главный
редактор издательства «Советская Россия»,
автор книг «Год рождения 1917» (о Няндоме»)
и «Второй эшелон».
Бывший полярный лётчик, краевед,
корреспондент газеты «Лесной рабочий»
(Няндома). В Няндому приехал в 1927г., в
1929 – корреспондент газеты «Лесной
рабочий». Много ездил и писал о людях труда,
о природе северного края. И не только ездил,
но и летал.
Немалым событием для посёлка Няндома
было появление на бугре у озера Щучье
настоящего самолёта, на котором приземлился
Ефим Твердов – один из первых лётчиков,
осваивающих воздушные трассы Севера.
Произошло это в 1935г.
В годы войны Е.Твердов служил техником на аэродроме.
В 50-е годы вновь жил в Няндоме. Учил
школьников авиамоделизму, занимался
литературным творчеством, написал немало
очерков о Няндоме и няндомцах.
Батрачил у лесопромышленника
Дойкова в Моше, работал дровокладом на ст.Няндома.
Поэт вспоминал Няндому так:
«Няндома в 1916 году была захолустной лесной
станцией, окружённой со всех сторон
дремучими северными лесами – суземами,
сограми, да ягодными борами».
У него вышла книга «Годы
комсомольские», его Няндомская глава «предкомсомолье».
Член Союза писателей с 1934г., автор многих
поэтических сборников. Умер и похоронен в
Москве.
Вологодский прозаик. В 1928г.
переехал в Няндому и работал библиотекаремв клубе им. Ленина. Вместе с Е.Твердовым при библиотеке создали
литературное объединение «Спайки», выпускали
литературную газету.
А.И.Тарасов работал в это
время над повестью «Анна из деревни Грехи».
Был принят в члены общества крестьянских
писателей и в 1930г. был приглашён на съезд,
который проходил в Москве. Известны его
повести: «Крупный зверь», «Охотник Аверьян»,
«Изобретатели», «Будни» и др. Герои его
повестей – северяне.
В 1931г. переехал в Москву,
погиб под Москвой в сентябре 1941г
Родился в 1932 году в г.
Няндома. Член Союза писателей с 1965г., автор поэтических сборников
«Север – любовь моя», «Морошка», «Степень
родства», «Метельный май», «Близкий Север»,
«У полярных широт» (2002г.). В последние
годы пишет прозу: «Михаил Иванович», «Шожемские
байки» (2001г.).
Живёт в Москве. Каждую весну
приезжает на свою малую родину – ст. Шожму и
в старой дедовской избе живёт до глубокой
осени
Участник Гражданской войны,
лётчик. В 1934г.
участвовал в спасении членов экспедиции и
экипажа затонувшего парохода «Челюскин».
За проявленное при этом
мужество 20.04.1934г. присвоено звание Героя Советского
Союза. Награждён Орденами Ленина, Трудового
Красного Знамени, Красной звезды.
Погиб 13.08.1937г. в районе Северного полюса,
совершая беспересадочный перелёт в США на
самолёте Н – 209.
12 августа 1937
года -- день, вошедший в историю
отечественной
авиации
как начало третьего перелета советского
самолета из Москвы через Северный полюс в
Соединенные Штаты. И вот уже много лет
следующий день -- 13 августа -- отмечается
среди авиаторов и полярников как день гибели
самолета "Н-209", ушедшего в этот полет, с
экипажем из шести человек: командир -- Герой
Советского Союза Сигизмунд Леваневский,
второй пилот -- летчик-испытатель Николай
Кастанаев, штурман Виктор Левченко,
заводской техник Николай Годовиков,
бортмеханик полярной авиации Григорий
Побежимов, радист Николай Галковский.
Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937). Русский.
Участвовал в I-й
Мировой войне. Был помощником бортмеханика авиастанции
морской авиации. В
РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был
бортмехаником
авиационного гидроотряда. Затем служил в школе высшего
пилотажа в Красном
Селе. Участвовал в спасении экспедиции Нобиле. Награжден
орденом Красного
Знамени. Затем работал бортмехаником в Управлении
полярной авиации
Главсевморпути. В 1935-37 гг. летал в составе экипажа
Героя Советского Союза
Молокова. В 1936 г. в качестве бортмеханика на летающей
лодке Дорнье-Валь
«СССР Н-2» облетел территорию Крайнего Севера, преодолев
по кольцевому
маршруту 31 тыс. км. Награжден орденом Ленина. В 1937 г.
в составе экипажа
Героя Советского Союза Леваневского на самолете ДБ-А
участвовал в попытке
трансарктического перелёта Москва - Северный полюс -
США. 13.08.37 г. погиб
в авиакатастрофе во время перелета. Награжден орденами
Ленина и Красного
Знамени.
Кастанаев Николай Георгиевич (1894-1937). Русский. В РККА с 1919 г. Был
слесарем по ремонту автомобилей автосекции при
губсовнархозе. Участвовал в
ликвидации банд в Казахстане. В 1922-23 гг. работал
нарядчиком на
Госвинскладе № 3. В 1924 г. окончил Егорьевскую
военно-теоретическую школу
летчиков, в 1925 г. - 2-ю военную школу летчиков КВФ в
Борисоглебске, в 1926
г. - Серпуховскую высшую военную школу воздушного боя,
стрельбы и
бомбометания. С 1927 г. - летчик-инструктор авиашколы, с
1929 г. -
летчик-испытатель НИИ ВВС, с 1931 г. - лётчик-испытатель
НИИ морской
авиации, с 1935 г. - лётчик-испытатель авиазавода ? 22.
Провёл испытания
гидросамолетов МДР-2 и МБР-2, бомбардировщика ДБ-А.
13.08.37 г. погиб в
авиакатастрофе. Награждён орденом Красной Звезды.
Левченко Виктор Иванович (1906-1937). Украинец. Окончил
военную
авиашколу морских летчиков. В 1933-37 гг. летал в
составе экипажа Героя
Советского Союза Леваневского в качестве штурмана. В
1933 г. за участие в
спасении Дж. Маттерна награжден орденом Красной Звезды.
В 1936 г. участвовал
в дальнем перелете Лос-Анджелес - Сан-Франциско - Уэлен
- Якутск -
Свердловск - Москва. Награжден орденом Ленина. В 1937 г.
на самолете ДБ-А
участвовал в попытке трансарктического перелёта Москва -
Северный полюс -
США. 13.08.37 г. погиб в авиакатастрофе во время
перелета. Награжден
орденами Ленина и Красной Звезды.
Родился 28 ноября 1913 года в
г. Няндома. Его судьба и судьба родных тесно
связана с железной дорогой. Его дед,
онежский плотник, строил эту
дорогу
и станцию Исакогорка.
Отец был почетным
железнодорожником, два его брата -
машинисты.
Сам он окончил в 1932 году школу ФЗУ и
работал помощником машиниста, затем техником
по рационализации и изобретательству в
паровозном депо станции Няндома, участвовал
во всесоюзной переписи паровозного парка.
В 1941 году добровольцем ушел
на фронт. Воевал на Карельском фронте
связистом особого назначения. Был тяжело
контужен и после лечения в 1945 году
демобилизован.
Работал редактором газеты, а
затем с 1962 по 1965 год – заместителем
начальника депо по кадрам. С 1965 по1968 год
вновь в редакции. С 1968 года и до пенсии
1974 года работал заместителем директора
ГПТУ-11. Уже тогда краеведение стало его
любимым занятием. Им собрано огромное
количество документов, фотографий,
воспоминаний, памятных записок. Как краевед
много публикует материалов в местной печати.
Александр Григорьевич Патарушин носит
заслуженное звание «Почетного гражданина
города Няндома».
Олег
Александрович Бороздин родился в 1929 году в
поселке Няндома
Архангельской области в семье
железнодорожника. С детства О. А. Бороздин
любил рисовать, хотел стать художником и
впоследствии осуществил свою мечту.
Окончив в 1955 году Ярославское
художественное училище с красным дипломом,
он приехал в Вологду к жене Елене, тоже
художнику. Их дочь Ольга также пошла по
стопам родителей. Династия Бороздиных хорошо
известна в Вологде.
Персональные юбилейные выставки художника в
Вологодской областной картинной галерее в
1991 и в 1999 годах принесли ему большой
успех у зрителей, внимание коллекционеров.
Его картины находятся в музейных собраниях
страны и в частных коллекциях за рубежом.
В 2002 году О.А.Бороздину
было присвоено звание заслуженного художника
России.