Няндома литературная

 

 

Богданов

Панфил Миныч

 

 

Ушаков

Дмитрий Алексеевич

 

 

Зазарьин

Павел Антонович

 

 

 

 

 

 

 

All right reserved

 

 

 

Дебют Александрова

 

Заторможенный ритм провинции незаметен для крупных городов - признанных центров экономики и развлечений. Хотим мы того или нет, но так уж сложилась судьба, что живём мы в краю удалённом и в известной степени диком. Конечно, это нисколько не умаляет нашей любви к малой родине, ее неповторимой природе, уникальному говору, культуре и окружающим людям. Люди - вот, пожалуй, самое ценное, что мы имеем и чем по праву можем гордиться! Хотелось бы ещё чем-нибудь, но... Богатейшие недра и леса, суровый климат давно определили северным территориям удел сырьевого придатка. Но зато без преувеличения можно сказать, что на русском Севере процент талантливых людей гораздо выше, чем где бы то ни было. И умом, и «золотыми» руками, художественным, музыкальным и писательским творчеством, смекалкой и рационализмом - всем владеют северяне. Одна беда - трудно порой реализовать им свои возможности. Куда ни посмотри, везде глухие стены материальной нищеты. У гениальных врачей нет оборудования, у поэтов с писателями нет ни денег, ни спонсоров, ни полиграфической базы. Всеми оплёванные журналисты влачат жалкое существование в ободранных редакциях, а работу крутых специалистов, настоящих мастеров, строителей и ремонтников всех отраслей определяет не современная техника, а, как говорят в народе, помощь верёвки, палки и какой-то матери...

При нынешней политике (всё для Центра, всё для Москвы) талантливым людям в отличие от откровенных лодырей и пьяниц остаётся только тешить себя осознанием собственной уникальности. Особенно тяжело тем, в ком гибнет певец, актёр, режиссёр, музыкант. Выход есть. Уехать туда, где доля везения значительнее, возможностей больше, а материальное вознаграждение за одинаковый труд гораздо выше, чем у нас, причём без всякого лукавства относительно северных надбавок и районных коэффициентов. Но одно дело, когда тебе 17-18 лет, и совсем другое, когда уже тянет груз зрелого возраста, семья, жильё, имущество, связи наконец. Нажитый опыт так и зудит над ухом - сиди и не дёргайся… Здесь ты уважаемый человек, а там будешь никем: и работа не сразу по квалификации, и жить негде, а если ещё и ни родственников, ни знакомых нет, то вообще вся затея с бегством выглядит шизофреническим бредом.

У пишущих людей есть убеждение - писать надо только тогда, когда не писать уже не можешь. С Александром Александровым случилось именно так. Работая слесарем в локомотивном депо, не мог не писать о том, что волновало. Его рассказы с редакторской правкой одного из случайных корреспондентов нашей газеты с завидной регулярностью отсылались в архив редакции, не увидев свет. Так продолжалось, пока на должность редактора «Авангарда» не был назначен Андрей Воробьёв. Рассказы понравились, и их публикация состоялась.

За довольно продолжительный отрезок времени работы в нашей редакции Александр успел многое. Писал корреспондентские материалы, стихи, прозу (последнее, по его собственному признанию, удавалось лучше), учился на журфаке ЛГУ.

И вот начала его грызть тоска по серьезному творчеству. И тесен стал Няндомский мирок с его безысходностью для писательского дела.

Ничего не испугало бывшего спецназовца - одним ударом поставил он крест на карьере провинциального журналиста и уехал в славный город на Неве с нынешним названием Петербург.
Трудно бывало, но все издержки запальчивого решения только закалили уверенность в выбранной цели. Да и не пустой он уехал! В творческой копилке было всё необходимое - от написанного до задуманного, а самое главное - это опыт общения с простыми людьми, природой, знание житейского уклада северной деревни, образное мышление и умение воспроизвести всё это на бумаге. Результата долго ждать не пришлось: издал три книжки, в которых те, кто хорошо знает Александра Александрова (далее А.А.), легко находили описание знакомых мест, а диалоги и характеры персонажей были настолько узнаваемы, что, казалось, будто бы списаны с реально существующих личностей. Помнится, как коллеги в редакции шушукались по углам, обсуждая аналогии в только что вышедшей книге «Тот, кто сильнее тебя». Некоторые будто бы узнавали себя. Даже деланно обижались...

Но и этого Александрову показалось мало. Захотелось снимать кино. Снова - за учёбу. Навыки режиссуры приобретал на годичных курсах в госуниверситете кино и телевидения. И вот он творческим объединением «Алекс-фильм» о при участии телекомпании «Европа ТВ» снимает свой первый телевизионный фильм «Белый, белый снег...», а деньгами ему помогает друг ещё Няндомской босоногой юности Андрей Леонидович Балахонов, ныне генеральный директор строительного холдинга «УИМП» (А.Л. Балахонов уже не первый год спонсирует также передачу «Вечера в политехническом» на пятом канале Санкт-Петербургского ТВ).

- Надоело видеть на экране фильмы всё про бандитов да про банкиров, -объясняет А.А. свой новый шаг. - Захотелось снимать в стиле 70-х годов для простых людей о простых людях с оптимистической концовкой. Очень уж не хочется идти на поводу у киномоды!

В телефильме, который нам предстоит увидеть, А.А. в двух лицах - он и сценарист, он и режиссер. Говорит, что по чужим сценариям ему снимать неинтересно, поскольку в процессе съемки обязательно возникают разногласия режиссера с автором сюжета, которые решаются путём компромиссов, при этом страдает целостность фильма, да и времени тратится немало.

Съёмочная группа формировалась в процессе общения со знакомыми, вращающимися в кинопроизводстве. Оператор, звукорежиссёр, гримеры и актёры в своём деле не новички. Человек за камерой, например, имеет солидный стаж работы на телевидении, а актёров А.А. подбирал по актёрской базе «Ленфильма» и среди выпускников театральной академии. Первоначально вёл переговоры с пятнадцатью кандидатами на женские роли и десятью - на мужские персонажи. Фото и кинопроб не делал. По телефону и в личных беседах говорил всё как есть, начистоту: мол, режиссерского опыта никакого, денег на съёмки мало. Кто-то отказывался сразу, кто-то вежливо врал, что занят в другом фильме, кому-то был неинтересен сценарий, кого-то не устраивал гонорар. И всё же А.А. не пришлось тащить под свет софитов художественную самодеятельность местного клуба -актёры подобрались со съёмочным опытом. Снявшийся в главной роли актёр театра «Диклон» Сергей Волкаш ранее известен как один из четырёх десантников (Егоров) в фильме «В зоне особого внимания». Олег Куликович, сыгравший в «Белом, белом, снеге...» роль Чики, известен на съёмочных площадках не только типажной внешностью, но и своим закадровым голосом при записи синхронных переводов популярных фильмов. Это он озвучивал роль Тома Круза в сериале «Санта Барбара», говорил за Леонардо ди Каприо в суперленте «Титаник», а проще всего его увидеть на сцене театра «Балтийский дом».

На вопрос о выборе сюжета для сценария А.А. ответил, что лет 7-8 назад в «Комсомольской правде» прочитал заметку о том, как один спивающийся субъект, будучи в пьяном угаре, застрелил свою любимую собаку. Протрезвев, так переживал о содеянном, что чуть не лишил себя жизни. Чудесное воскрешение пса не только помогло ему исправить жестокую ошибку, но и заставило в корне пересмотреть свою жизнь. Эта публикация глубоко запала в душу Александра, да так, что он не смог удержаться от соблазна и перенёс эту жизненную ситуацию на экран.

P.S. Каждый визит Александра Александрова в Няндому является своеобразным творческим отчетом. К сожалению, Нынешний приезд его был омрачён смертью отца. На фотографии, сделанной в редакции на другой день после похорон, видно, как скорбь изменила его всегда улыбающееся лицо. В знак памяти об отце и чувства признательности своим землякам Александр оставил в редакции диск с копией снятого им телевизионного фильма «Белый, белый снег...», премьера которого состоится 2 ноября, в четверг, 19 часов на 4 канале кабельного телевидения. Необходимо отметить. Что это действительно премьера, т.е. самая первая трансляция на телевизионную аудиторию. До Няндомского кабельного ТВ на сегодняшний день ещё ни одна региональная телепрограмма этого фильма не имеет. Няндомы будут самыми первыми зрителями. Услышат в фильме знакомый голос талантливого Няндомского певца Арсена Абрамяна и не менее знакомый голос корреспондента Няндомского радио поэта Павла Захарьина.

Сложно прогнозировать, какую реакцию вызовет «Белый, белый снег...». Возможно, что кому-то он и не понравится вовсе. Кто-нибудь даже скажет: «И чего такую рекламу вокруг него развернули?». Да не реклама это... Просто нам, журналистам «Авангарда», очень хочется, чтобы вы порадовались вместе с нами за нашего бывшего коллегу, который своим стремлением пробиться в иной, недоступный для многих мир писателей и кинематографистов лишний раз напомнил нам -неважно, где ты родился, важно, какой ты. А к любому таланту необходимо приложить ещё массу труда, бесстрашия, настойчивости и уверенности в том, что всё у нас получится. Когда-нибудь...
 

Л. СУХОВ

«Авангард». 2006.- 28 октября.

 

Обратная связь |  О проекте |  Карта сайта